Массаж, дыхательная гимнастика и ЛФК при лечении бронхита у детей

Массаж, дыхательная гимнастика и ЛФК при лечении бронхита у детей

Воспаление слизистой оболочки бронхов — заболевание тяжёлое, но при точном и грамотном лечении от него можно избавиться без последствий для организма ребёнка. В зависимости от формы и степени тяжести бронхита врач назначает методы лечения, которые помогают устранить болезнь. Важно, чтобы вмешательство было комплексным и включало в себя медикаментозную терапию, физиотерапевтические мероприятия, массаж, лечебную физкультуру и дыхательную гимнастику.

Первое, на что стоит обратить внимание родителей, — не стоит пытаться лечить бронхит у ребёнка самостоятельно. Кроме формы заболевания и степени тяжести, на варианты терапии влияет возраст ребёнка, причина, спровоцировавшая заболевание, а также особенности протекания болезни. На основании всех этих факторов педиатр сможет определить оптимальный и наиболее эффективный способ лечения детского организма.

схема обструктивного бронхита

Бронхит — патологический процесс, при котором воспаляются слизистая оболочка и стенки бронхов

При ярко выраженной симптоматике, наличии признаков интоксикации, повышении температуры ребёнка помещают в стационар, где он находится под постоянным наблюдением врачей. При более лёгком протекании заболевания возможно лечение в домашних условиях, но обязательно с выполнением всех рекомендаций специалиста.

Основные направления лечения бронхита:

  • подавление инфекции в организме;
  • очищение бронхов и лёгких от слизи;
  • общая терапия и укрепление организма;
  • при необходимости — антибиотикотерапия.

Приём антибиотиков позволяет воздействовать на возбудителей инфекции и за короткий срок устранить все имеющиеся симптомы бронхита. Однако выбрать правильный препарат с первого раза получается не всегда, поэтому важно наблюдать за ребёнком и отслеживать улучшение его состояния.

Если к правильно выбранным лекарственным препаратам добавить дыхательные упражнения, массаж и лечебную гимнастику, бронхит пройдёт за 2-3 недели.

Массаж при заболевании

Главной целью проведения массажа детям, которые болеют бронхитом, является облегчение выведения мокроты из организма. Особенно это актуально при запущенных стадиях заболевания. При этом важно помнить, что массаж должен назначать и выполнять врач.

Показания и противопоказания

Прямые показания к назначению массажа:

  • запущенная стадия бронхита;
  • частые рецидивы болезни (более 3 раз за полгода)
  • неэффективность основного лечения.

Однако в некоторых случаях массаж может усугубить состояние детского организма. От такого метода лечения следует отказаться, если:

  • температура тела превышает 37°C;
  • возраст грудничка до 6 месяцев;
  • бронхит находится в острой стадии;
  • есть нарушения работы сердца или лёгких.

Разновидности массажа: вибрационный и дренажный

Основное назначение массажа при бронхите у ребёнка — помочь вывести лишнюю жидкость из бронхов. Для этого могут применяться различные методики в зависимости от особенностей протекания болезни.

Массаж грудничка

Перед проведением массажа необходимо подложить под животик малыша валик или подушку

Какую бы технику детского массажа ни назначил врач, перед проведением манипуляций малышу под живот подкладывается небольшой валик так, чтобы верхняя часть туловища и голова находились ниже уровня таза. Это позволяет облегчить отхождение мокроты с бронхов.

  1. Вибрационный массаж выполняется сложенной в «лодочку» ладошкой. Движения напоминают лёгкие похлопывания и проводятся вдоль позвоночника от грудного отдела до области шеи. Детям в возрасте 2-3 лет достаточно будет похлопываний двумя пальцами каждой руки. Общая длительной «вибраций» — 3-5 минут, после чего малыш захочет откашляться.
  2. Дренажный массаж предполагает предварительный разогрев спины поглаживаниями и лёгким растиранием. После этого нужно выполнить «волну» пощипываний по коже на расстоянии 2-3 см от позвоночника в обе стороны. При этом следует делать лёгкий нажим, который как бы выгоняет жидкость, выводит её вверх. При следующем подходе нужно ещё раз отступить несколько сантиметров в стороны. Повторить 2-3 «волны» на левую и правую части спины.

Дренажный массаж

Массаж облегчает отхождение мокроты с бронхов

Если массаж выполняется правильно, уже через несколько дней будет заметно улучшение дыхания и значительное откашливание. А через 7-10 дней — полное очищение бронхов от мокроты.

Доктор Комаровский о массаже при бронхите (видео)

Дыхательная гимнастика

Ещё одним эффективным методом лечения бронхита у детей считается дыхательная гимнастика. Она помогает выведению мокроты из бронхов, облегчает состояние ребёнка и способствует скорейшему выздоровлению.

Проводить такую гимнастику нужно в форме игры, тогда малышу станет интересно, а сами дыхательные упражнения будут лёгкими, но эффективными.

К наиболее эффективным упражнениям относятся следующие:

  1. «Аист» (в положении стоя). Сделать глубокий вдох, развести руки в стороны и поднять одну согнутую ногу. Затем произвести выдох с громким звуком «Ш-ш-ш!» и опустить руки и ногу. Упражнение повторить 3-5 раз в зависимости от возраста малыша.
  2. «Ворона» (в положении сидя на стуле). На вдохе поднять обе руки через стороны вверх. Выдох выполнить со звуком «Каррр!», опустить руки. Повторить 3-5 раз.
  3. «Журавль» (в положении стоя). Вдох — поднять руки вверх, выдох — опустить вниз. Взмахивать руками необходимо с максимально широкой амплитудой. Повторить 5-6 раз.
  4. «Гуси» (сидя на стуле). Ладони касаются плеч. Выполнить наклон вперёд и сделать глубокий вдох. На выдохе вернуться в исходное положение с громким звуком «Га!».

Важно, чтобы на выдохе ребёнок громко произносил все звуки, помогая раскрыться и очиститься бронхам.

Дыхательная гимнастика

Превратите дыхательную гимнастику в игру: наберите в ёмкость воды и положите на поверхность несколько резиновых уточек. Малыш должен добиться того, чтобы уточки плавали у «противоположного берега»

Хорошим элементом дыхательной гимнастики, помогающим разработать лёгкие, является надувание мыльных пузырей, воздушных шариков и сдувание небольших предметов с поверхности воды.

Дыхательная гимнастика при бронхите (видео)

Лечебная физкультура и упражнения на фитболе

ЛФК при бронхите

Упражнения помогут облегчить состояние ребенка и укрепить его иммунитет

ЛФК при детском бронхите имеет множество плюсов:

  • позволяет уменьшить воспалительный процесс в дыхательных путях;
  • помогает улучшить дренажные свойства;
  • укрепляет организм;
  • улучшает циркуляцию крови.

Упражнения лечебной физкультуры:

  1. Исходное положение — лёжа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. На вдохе поднять руки вверх, положить их за голову, максимально вытянуться. На выдохе вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз.
  2. Исходное положение — лёжа на спине, руки вдоль тела. Выполнить упражнение «велосипед». Продолжительность — до одной минуты.
  3. Исходное положение — лёжа на животе, руки перед лицом. На вдохе упереться в руки и поднять верхнюю часть туловища. Нужно, чтобы ребёнок хорошо прогнулся в пояснице, раскрыв грудную клетку. На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнения с использованием фитбола

Фитбол позволяет разнообразить проведение ЛФК. Особенно полезно его использовать для маленьких деток, с которыми трудно проводить обычную зарядку.

Упражнения на фитболе

Использование фитбола во время гимнастики повышает эффективность занятий

С помощью фитбола можно выполнять такие упражнения:

  1. Покачивание на животе. Ребёнка можно держать за ноги или таз. Осторожно прокатить его на 20-30 см вперёд, а затем назад. Мягкое давление мяча на грудную клетку поможет отхождению мокроты с бронхов.
  2. Такие же покачивания можно делать на спине, растягивая тем самым грудную клетку.
  3. Исходное положение — ребёнок лежит на животе. Отрывая его ножки от пола и придерживая за спину, нужно делать вибрационные движения, слегка потряхивать.
  4. Исходное положение — то же самое. Увеличив амплитуду покачивания, нужно добиться, чтобы ребёнок коснулся пола руками. При этом важно крепко держать его за лодыжки.

Во время выполнения упражнений на фитболе необходимо поддерживать и подстраховывать ребёнка.

Лечение бронхита имеет комплексный характер. Массаж, дыхательная гимнастика и лечебная физкультура помогают ускорить выздоровление малыша. Уже через несколько дней после начала проведения процедур будут заметны первые улучшения. Однако не стоит заниматься самолечением. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

  • Автор: Алёна Климова
  • Распечатать

Здравствуйте! Меня зовут Алёна. Мне 35 лет. По образованию — медик.

Оцените статью:

(2 голоса, среднее: 3.5 из 5)

ЛФК и массаж при бронхитах

ЛФК и массаж при бронхитах

Острый бронхит может возникнуть вследствие развития гноеродной флоры или в результате химического (курение, химический производственный фактор), механического раздражения (инородное тело) или как проявление аллергии. Патологический процесс затрагивает только слизистую бронхов или, реже, все слои стенки. Основным признаком бронхита является кашель сухой или со скудной вязкой мокротой. Температура обычно нормальная или слегка повышена (субфебрильная), возможен насморк, першение в гортани, хрипы (ларинготрахеит). Кашель постепенно усиливается. При сильном кашле появляются боли в грудной клетке и верхних отделах живота. При остром бронхите ЛФК начинают в период стихания острого процесса.

Хронический бронхит может быть осложнением острого процесса или первично хроническим (у курильщиков или как профессиональная патология). Он характеризуется мучительным приступообразным кашлем, чаще по утрам. Лечение бронхита заключается в приеме медикаментов, в том числе в форме ингаляций, использовании горчичников, банок, отхаркивающих средств. При хронической форме в условиях благоприятного климатического курорта ЛФК и массаж являются частью комплексного лечения бронхитов.

ЛФК усиливает крово- и лимфоток, уменьшает или ликвидирует воспалительный процесс в бронхах, восстанавливает дренажную функцию бронхов, предупреждает осложнения (пневмония) и переход в хроническую форму, повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям.

Первые 7-10 дней выполняются, в основном, дыхательные упражнения статического и динамического характера, затем включаются общеукрепляющие упражнения. Рекомендуется регулярное закаливание (бег трусцой на воздухе, обливание — постепенно снижая температуру воды с 22 °C до 13-16 °C), занятия коньками, лыжами, плавание не ранее, чем через месяц после острого или обострения хронического бронхита.

Выполнение динамических дыхательных упражнений из исходного положения стоя на четвереньках способствует дренированию (очищению) бронхов при их двустороннем поражении. Рекомендуется следующее упражнение: на выдохе, сгибая руки, опустить верхнюю часть туловища к кушетке, таз поднять как можно выше (имитация подлезания). В конце выдоха — покашливание. Особенно важно следить за улучшением вентиляции и состоянием бронхиального дерева нижних долей легких, так как они самые активные в функциональном отношении отделы и именно нижнедолевые бронхоэктазы чаще всего встречаются при гнойных заболеваниях легких. Регулярное выполнение больным 4-5 упражнений сразу после ликвидации воспаления в легких или в бронхах предупреждает переход острого процесса в хронический, способствует быстрейшей ликвидации мокроты, восстановлению функции внешнего дыхания.

С целью нормализации тонуса гладкой мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. После умеренного вдоха на медленном выдохе сдавливают грудную клетку в средних и нижних отделах, произнося звуки пфф, ррр, бррох, браах, дррох, драах, бррух. Выдох с каждым звуковым упражнением следует повторить 4-5 раз, постепенно увеличивая по мере тренированности число повторений до 7-10 раз. Продолжительность выдоха по секундомеру должна составлять в начале 4-5 с, постепенно достигая 12-25 с. Если есть мокрота, ее выводят медленно надавливая на грудную клетку синхронно с кашлевыми толчками. Каждое покашливание и выведение мокроты не должно сопровождаться шумным глубоким вдохом, так как это может привести к спазму мускулатуры бронхов. Эти же упражнения можно выполнить с помощью полотенца, которым опоясывают грудную клетку (концы спереди). На медленном выдохе концами полотенца сдавливают грудную клетку и произносят перечисленные выше звуки (6-10 раз). Из исходного положения полусидя (в постели, на кушетке) после умеренного вдоха на медленном выдохе поочередное подтягивание ног к брюшной и грудной стенке (при наличии мокроты проводят пружинящие надавливания бедром на стенку синхронно с кашлевыми толчками). После каждого выдоха следует поверхностный вдох. Если есть мокрота, то первые 3-4 дня выполняют упражнения для дренирования бронхов. При превращении мокроты из слизисто-гнойной в слизистую занятия тоже начинают с дренажа, переходя затем к динамическим дыхательным упражнениям, направленным на восстановление функционального состояния аппарата внешнего дыхания.

Широко применяется массаж, к задачам которого относятся: нормализовать кровообращение в бронхах, оказать противовоспалительное, спазмолитическое и рассасывающее действие, улучшить отхаркивание мокроты. В положении больного лежа на животе (ножной конец кровати приподнят) массируют спину, применяя поглаживание, растирание, разминание, затем делают растирание межреберий. Массаж грудной клетки выполняют также в положении больного лежа на спине. Вначале делают плоскостное и обхватывающее поглаживание грудной клетки (ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах), затем растирание межреберий, разминание грудных мышц, вибрацию грудной клетки. При растирании межреберий руки массажиста располагаются параллельно ребрам и скользят от грудины к позвоночному столбу. При массаже различных отделов грудной клетки руки массажиста вначале находятся на нижнебоковом отделе ее (ближе к диафрагме), а во время выдоха движутся к грудине (к концу выдоха сжимают грудную клетку). Затем массажист переносит обе руки к подмышечным впадинам и выполняет те же движения. Такие приемы следует проводить в течение 2-3 мин. Движение диафрагмы и сдавливание нижних ребер на выдохе улучшают вентиляцию нижних долей легких. При воздействии массажем на межреберные мышцы и паравертебральные сегменты позвоночника возникает ответная реакция органов дыхания (моторно-висцеральный рефлекс). При сдавливании грудной клетки происходит раздражение рецепторов альвеол, корня легкого и плевры, что создает условия для повышения возбудимости дыхательного центра и активного вдоха.

Инновационный комплекс упражнений лечебной гимнастики при хроническом бронхите (подострый период)

1. И. п. — о. с. На вдохе брюшная стенка выпячивается, на выдохе втягивается. 8-10 раз.

2. И. п. — о. с. На вдохе брюшная стенка выпячивается, поднимается и расширяется грудная клетка, на выдохе — брюшная стенка втягивается, грудная клетка сжимается. 8-10 раз.

3. И. п. — о. с. На вдохе брюшная стенка втягивается, на выдохе — брюшная стенка выпячивается. 8-10 раз.

4. И. п. — стоя, руки на поясе. Частое дыхание — быстрый вдох и быстрый выдох (6 циклов). Через 1-2 с выполнить быстрый вдох-выдох (8 раз). Через 1-2 с выполнить быстрый вдох — быстрый выдох (10 циклов). Тренировка верхне- и нижнегрудного дыхания. Медитативное дыхание 20-25 с.

5. И. п. — о. с. Максимально поднять плечи и усилием мышц верхней части груди и переднебоковой поверхности шеи на вдохе поднять грудную клетку (как бы подтягивая ее к плечам), при продолжительном спокойном выдохе медленно опустить плечи, расслабиться. 8-10 раз.

6. И. п. — лежа на полу, руки за головой, под лопатками валик. Партнер, взяв руки за запястье, пружинящими движениями опускает руки к полу, а занимающийся оказывает этим движениям умеренное сопротивление. Активные вдохи и выдохи не делать, дыхание должно быть за счет пассивного расширения грудной клетки. После 5-6 движений следует продолжительный выдох, руки расслабляются. Повторить 4-6 раз. Можно делать упражнения с 1-2 кг гантелями.

7. Акцентированное грудное дыхание. И. п. — сидя на полу (стуле), упор сзади. Выполнить неполный вдох, задержать дыхание на вдохе и, не выдыхая, произвести вновь небольшой вдох, с задержкой дыхания, затем выполнить медленный глубокий выдох, свободное дыхание в течение 15 с.

8. И. п. — о. с. Руки за голову, прогнуться — выдох; и. п. — удлиненный вдох с втягиванием живота. 8-10 раз.

9. И. п. — сидя на стуле, руки опустить вниз. Руки отвести в стороны — вдох; нажимая ладонями на нижние ребра и наклоняясь вперед, удлиненный выдох. 8-10 раз.

10. И. п. — сидя на стуле или стоя. Выполнить поворот головы налево, шумный короткий вдох носом, принимая и. п. — непроизвольный выдох, затем выполнить то же при повороте головы направо. Повторить 8-10 раз.

11. И. п. — то же. Выполнить наклон головы вперед — короткий шумный вдох носом, принимая и. п. — непроизвольный выдох, то же при наклоне головы назад.

12. И. п. — сидя на стуле, руки на коленях. Приподнимая голову, потянуться вверх — вдох, вернуться в и. п. — удлиненный выдох через рот, при этом произносить ж-ж-ж. 6-8 раз.

13. И. п. — сидя на пятках, язык прижат к небу под зубами, «лев ищет добычу» — пациент поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в и. п. То же в правую сторону. Повторить 6-7 раз.

14. И. п. — то же. «Лев нашел добычу» — ребенок встает на колени, пальцы согнуты как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулак). Глаза смотрят вверх, лев рычит, днем — со звуком, ночью — беззвучно (на выдохе). Повторить 6-8 раз.

15. И. п. — упор стоя на коленях. «Котенок» встает на колени и выгибает спину со звуком ш-ш-ш в течение 15 с.

16. И. п. — о. с. Поднять руки вверх (вдох), наклон вперед, руки вниз, полный выдох с откашливанием. 4-6 раз.

17. И. п. — сидя на стуле. Медитативные упражнения: небольшой наклон вперед, выдох с откашливанием. 2 мин.

18. И. п. — сидя на стуле, колени разведены. Руки развести в стороны — вдох. Прижать локоть левой руки к нижнему краю грудной клетки, ближе к левому боку сверху положить правую руку, наклон влево, удерживая выдох с откашливанием. Повторить в другую сторону. 4-6 раз.

19. И. п. — то же. Медленный глубокий вдох с одновременным напряжением мышц рук и туловища, задержка дыхания на 5-6 с, быстрый выдох и мгновенное расслабление мышц. Повторить 8 раз.

20. И. п. — то же. Быстрый глубокий вдох, напрячь мышцы тела, задержать дыхание на 2-3 с, медленный выдох и расслабление мышц. Повторить 8-10 раз.

21. И. п. — сед на пятках, колени вместе, спина прямая. Спокойно на выдохе пружинящим наклоном наклониться вперед и лбом коснуться пола, покашлять, руки расположены вдоль туловища ладонями вверх. Дыхание спокойное. Повторить 6-7 раз.

22. И. п. — стоя, руки вниз. Развести руки в стороны — вдох, руки положить на колени, приседая на носках, наклонить вперед туловище так, чтобы бедра сдавили грудную клетку — удлиненный выдох с откашливанием. 4-6 раз.

23. И. п. — то же. «Мягкие пальцы». На вдохе сжать пальцы в кулак, разжать — выдох.

24. И. п. — то же. Медитативные упражнения: поднимая руки вверх, потрясти кистями, изображая «ветер». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное 2 мин.

Инновационная лечебная гимнастика для больных с подострым бронхитом в стационарных и домашних условиях (период выздоровления)

Подбор упражнений производится по состоянию пациента.

1. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны — глубокий вдох, на медленном выдохе (через губы, сложенные трубочкой) кистями рук сдавливать попеременно средние и нижние отделы грудной клетки. 4-5 раз.

2. И. п. — то же. После глубокого вдоха на выдохе поочередно подтянуть согнутую ногу к животу и груди. При соприкосновении с грудью и животом делать пружинящие движения бедром (4-8 раз), синхронно с кашлем для лучшего отхождения мокроты. 4-5 раз каждой ногой.

3. И. п. — то же. После глубокого вдоха на выдохе поднять туловище и наклонить его вперед, доставая руками стопы. Наклоны делать синхронно с кашлевыми толчками. 3-5 раз.

4. И. п. — то же. После глубокого вдоха на выдохе поочередно осуществлять круговые движения в тазобедренном суставе в обе стороны поднятой до 45° ногой. Поочередно 4-5 раз каждой ногой. После медитативной релаксации (10-15 с) выполнить одновременные движения 6-8 раз.

5. И. п. — сидя на стуле, руки сзади. Выработка диафрагмального и грудного дыхания. Медленный глубокий вдох, затем медленный глубокий выдох.

6. И. п. — то же. Выполнить свободное дыхание.

7. И. п. — то же. На 3 счета медленный глубокий вдох, на 3 счета медленный глубокий выдох.

8. И. п. — то же. Повторить с замедлением вдоха и выдоха.

9. И. п. — то же. Свободное дыхание в течение 1 мин.

10. И. п. — сидя на стуле, ноги врозь. После глубокого вдоха развести руки в стороны, на медленном выдохе (губы сложены трубочкой), наклон вперед, достать руками носок противоположной ноги. 4-5 раз каждой рукой.

11. И. п. — сидя на стуле, ноги вместе. Разводя руки в стороны, сделать глубокий выдох, на вдохе наклонить туловище вперед, достать руками носки ног. 4-5 раз каждой рукой.

12. И. п. — то же. После глубокого выдоха на вдохе наклоны туловища в стороны, скользя руками по боковым поверхностям грудной клетки (упражнение «нанос»). 4-5 раз.

13. Спокойное дыхание. 2 мин.

14. И. п. — то же. После глубокого вдоха на выдохе подтягивание согнутой ноги к животу и к груди с покашливанием и выведением мокроты. 4-5 раз.

15. И. п. — то же. После глубокого вдоха задержать дыхание, наклонить туловище в сторону, подняв вверх руку. 3-4 раза.

16. И. п. — сидя на стуле, ноги вместе, руками держась за стул. После глубокого вдоха на выдохе поднять обе ноги и опустить. 3-4 раза.

17. И. п. — стоя. Изометрические дыхательные упражнения. Глубокий вдох, на 4 счета задержка дыхания с напряжением мышц тела, медленный выдох, расслабление мышц.

18. И. п. — то же. Медленный глубокий вдох с одновременным напряжением мышц рук и туловища, задержка дыхания на 5 с, быстрый вдох и мгновенное расслабление мышц 3 мин.

19. И. п. — то же. Быстрый глубокий вдох, напрячь мышцы тела, задержать дыхание, медленный выдох и расслабление мышц 2 мин.

20. И. п. — стоя, руки перед грудью. После глубокого вдоха на выдохе сделать пружинящие отведения локтей назад, затем проделать на выдохе круговые движения рук. 3-4 раза.

21. И. п. — стоя, руки опущены. Ходьба медленная, с переходом на средний темп, дыхание произвольное. После ходьбы расслабить последовательно мышцы шеи, рук, грудной клетки, ног и т. д.

Инновационный комплекс лечебной гимнастики для больных хроническими гнойными заболеваниями легких на свободном режиме

1. И. п. — лежа на спине. Развести руки в стороны — вдох, на медленном ступенчатом выдохе максимально расставленными пальцами рук надавливать попеременно на нижние и средние отделы грудной клетки. 4-6 раз.

2. И. п. — то же. После глубокого вдоха на выдохе подтянуть ногу, согнутую в колене, к животу и груди. При надавливании бедром на грудную клетку осуществлять пружинящие движения (2-3 раза) синхронно с кашлевыми толчками и выводить мокроту. Повторить 4-5 раз каждой ногой.

3. И. п. — то же. После глубокого вдоха на медленном выдохе (губы сложены трубочкой) поочередно поднять прямую ногу до 45° и вращать ею в тазобедренном суставе в обе стороны с постепенным наращиванием амплитуды. Повторить 4-5 раз каждой ногой. Медитативная релаксация 10-15 с.

4. И. п. — то же. После глубокого вдоха на медленном выдохе ноги, согнутые в коленях, опустить вправо с фиксацией позиции в течение 5-10 с (затем влево), ноги должны быть максимально расслаблены. 8-10 раз.

5. И. п. — лежа на спине, руки за головой. После глубокого вдоха на выдохе поднять туловище, наклон вперед, достать руками стопы с фиксацией позиции в течение 5-10 с. Наклоны делают синхронно с кашлем для выведения мокроты. 4-6 раз.

6. И. п. — сидя на стуле. После глубокого вдоха на выдохе наклон туловища поочередно в стороны, усиливая наклон противоположной поднятой вверх рукой. Повторить 4-5 раз в каждую сторону.

7. И. п. — сидя на стуле. Медитативное дыхание 2 мин.

8. И. п. — то же, руки к груди. После глубокого вдоха на продолжительном выдохе пружинистыми движениями отвести локти назад, а затем форсированным движением выпрямить руки в сторону. 6-8 раз.

9. И. п. — то же, руки к плечам, в руках гантели. После глубокого вдоха на выдохе вращательные движения в плечевых суставах то в одну, то в другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

10. Свободное дыхание 2 мин.

11. И. п. — то же, руки опущены, ноги шире плеч. После глубокого выдоха развести руки в стороны, на вдохе (губы сложены трубочкой) наклон вперед до носка противоположной ноги. 2-3 раза каждой рукой.

12. И. п. — то же. После глубокого вдоха на выдохе подтянуть ногу, согнутую в колене к животу и груди с покашливанием и выведением мокроты. 4-5 раз каждой ногой.

13. И. п. — то же, ноги вместе. Развести руки в стороны — глубокий вдох, на выдохе наклон вперед, достать руками носки ног. 5-7 раз.

14. И. п. — стоя, в руках медицинбол. После глубокого вдоха на выдохе вращательные движения туловища в обе стороны.

15. Медитативное дыхание 2 мин.

16. И. п. — сидя на стуле, ноги вместе. После глубокого вдоха наклоны туловища в стороны, скользя руками по бокам («насос»). 4-5 раз.

17. Ходьба медленная с ускорением, дыхание произвольное. Во время ходьбы на выдохе можно наклонять тело вперед, расслабляя при этом туловище, верхний плечевой пояс и руки. Всего 2-3 мин.

Таблица 10

Примерное сюжетное занятие лечебной гимнастикой при пневмонии у детей дошкольного и младшего школьного возраста в стационарных или домашних условиях (период выздоровления).

Упражнения выполняются под ритмичную веселую музыку «НА КАТКЕ»

ЛФК и массаж при бронхитахЛФК и массаж при бронхитахЛФК и массаж при бронхитахЛФК и массаж при бронхитах

Литература:
  1. Baas, «Geschichte d. Medicin».
  2. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
  3. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
  4. https://sovdok.ru/?p=9804.
  5. https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/3348705015/48.
  6. Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
  7. Baas, «Geschichte d. Medicin».
  8. Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.

Богданова Анастасия Владимировна/ автор статьи

Врач Педиатр
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №35
Медицинский стаж: 18 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CIRCAS