Младенческий бронхит: чем опасен и как его лечить

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3-4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5- 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.

У эмбриона на 6-8-й неделе развития формируются основ ные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 ме сяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сег ментарные и субсегментарные бронхи.

В течение 11-12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.

В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких.

У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.

В 8-9 месяцев внутриутробного периода происходит даль нейшее развитие функциональных единиц легких.

Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.

В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.

Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологи ческие очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к вы полнению функции дыхания, но отдельные компоненты нахо дятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.

После трехмесячного возраста различают II периода.

  1. период интенсивного роста легочных долей (от 3 меся цев до 3 лет).
  2. окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).

Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1-2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная по верхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм.

В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотноше ние объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6-7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по срав нению от легких взрослых людей.

Особенности дыхательных путей ребенка

Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и ниж ние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.

Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхае мый воздух.

Легкие представлены мелкими мешочками, которые содер жат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего угле кислого.

Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диа фрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.

В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энер гетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30-40, у взрослых — 16-20 в минуту.

Основным носителем кислорода является гемоглобин. В ле гочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, обра зуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает феталь ный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии кислородного го лодания.

Транспорт углекислого газа происходит в растворенном ви де, насыщение крови кислородом влияет на содержание угле кислого газа.

Функция дыхания тесно связана с легочным кровообраще нием. Это сложный процесс.

Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При рас тяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во вре мя выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или прину дительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спа дении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.

В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Брон хи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и су жаются.

Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения прояв ляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.

При заболеваниях органов дыхания у детей могут возник нуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недоста точность.

Особенности строения носа ребенка

У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос упло щенный изза недостаточно развитого лицевого скелета. Носо вые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рых лая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалитель ный процесс приводит к развитию отека и сокращению изза этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой сли зи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.

При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ре бенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носово го дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согрева ние поступающего воздуха и увеличивается склонность к про студным заболеваниям.

При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие раз личения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — призна ком заболевания носа.

Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными простран ствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморо вы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.

Особенности слезноносового канала. Слезноносовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В свя зи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.

Особенности глотки ребенка

Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, неб ные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболе вания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4-5 годам. К концу первого года жизни миндаль ная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболе вания, как тонзиллит, аденоидит.

В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые со единяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носо глотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.

Особенности гортани ребенка

Гортань у детей — воронкообразной формы, является про должением глотки. У детей она располагается выше, чем у взрос лых, имеет сужение в области перстневидного хряща, где распо лагается подсвязочное пространство. Голосовая щель образована голосовыми связками. Они короткие и тонкие, этим обуслов лен высокий звонкий голос ребенка. Диаметр гортани у ново рожденного в области подсвязочного пространства составляет 4 мм, в 5-7 лет — 6-7 мм, к 14 годам — 1 см. Особенностями гортани у детей являются: ее узкий просвет, множество нерв ных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя, что может привести к тяжелым нарушениям дыхания.

Щитовидные хрящи образуют у мальчиков старше 3 лет бо лее острый угол, с 10 лет формируется типичная мужская гор тань.

Особенности трахеи ребенка

Трахея является продолжением гортани. Она широкая и ко роткая, каркас трахеи состоит из 14-16 хрящевых колец, которые соединены фиброзной перепонкой вместо эластичной замыкаю щей пластины у взрослых. Наличие в перепонке большого коли чества мышечных волокон способствует изменению ее просвета.

Анатомически трахея новорожденного находится на уров не IV шейного позвонка, а у взрослого — на уровне VI-VII шей ного позвонка. У детей она постепенно опускается, как и ее би фуркация, которая располагается у новорожденного на уровне III грудного позвонка, у детей 12 лет — на уровне V-VI грудно го позвонка.

В процессе физиологического дыхания просвет трахеи ме няется. Во время кашля он уменьшается на 1/3 своего попереч ного и продольного размеров. Слизистая оболочка трахеи богата железами, выделяющими секрет, который покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм.

Реснитчатый эпителий способствует перемещению слизи со скоростью 10-15 мм/мин по направлению изнутри кнаружи.

Особенности трахеи у детей способствуют развитию ее вос паления — трахеиту, который сопровождается грубым, низким по тембру кашлем, напоминающим кашель «как в бочку».

Особенности бронхиального дерева ребенка

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая обо лочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25-1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21го поряд ка. С возрастом количество ветвей и их распределение остают ся постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на пер вом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является про должением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются ино родные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндри ческий эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до пол ного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует сла бому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может при вести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою оче редь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхолегочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

Особенности легких у детей

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сег менты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких от делены друг от друга узкими бороздами и перегородками из сое динительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрос лого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4-6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включе ниями легочной ткани;

3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соот ветствуют друг другу, как у взрослого человека.

Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом — 9.

Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кисло род, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функ ционирование многих органов и систем; легкие принимают учас тие во всех видах обмена веществ.

Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества — сурфактанта, также оказы вающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.

С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у под ростка — уже 16-18 дыхательных движений в 1 минуту. Завер шается развитие легких к 20 годам.

Самые различные заболевания могут нарушать у детей жиз ненно важную функцию дыхания. Изза особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспали тельный процесс часто локализуется в нижней доле. Это про исходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста изза недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пнев монии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базальнозаднем сегменте нижней доли. Может часто поражать ся средняя доля правого легкого.

Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, опреде ление газового состава крови, рН крови, исследование функ ции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.

По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о нали чии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).

Младенческий бронхит: чем опасен и как его лечить

Наш эксперт — доктор медицинских наук, профессор Владимир Таточенко.

Линии защиты

Бронхит у малыша пугает родителей. Младенец дышит тяжело, со свистом, кашляет. На день-другой поднимается температура… Но не надо к бронхиту относиться, как к абсолютному злу, в этом заболевании мы можем разглядеть и… пользу. Если бы вирус, который малыш подхватил из окружающего его воздуха, вместе с теми микробами, которые у нас всегда живут в носоглотке, не осели в бронхах, а провалились глубже, в легкие, у ребенка началась бы пневмония. А эта болезнь — гораздо опаснее бронхита. Когда-то, до изобретения антибиотиков, она была основной причиной смерти младенцев.

Бронхи — вторая линия защиты после аденоидов, миндалин, слизистой носоглотки. Те вирусы, которые не осели в носоглотке, попадают в бронхи, прилипают к бронхиальному эпителию и вызывают его воспаление. Ребенок начинает кашлять, и это очень хорошо, потому что никак по-другому он не может очистить бронхи от мокроты.

У младенцев бронхиты обычно протекают с затрудненным дыханием и свистом на выдохе. Этот свист обычно тревожит родителей. Но то, что он есть — на самом деле тоже хорошо. Он говорит о том, что и мелкие бронхи очищаются: спазм сужает просвет между бронхами и струя воздуха, проходя через этот небольшой просвет, при кашле достигает сверхзвуковой скорости, вынося все ненужное из организма.

Кроме того, есть еще один механизм, оберегающий младенца от пневмонии. В первые месяцы жизни дети защищены от многих инфекций антителами, которые перешли к ним от матери. Если мама за год-два до беременности болела бронхитом, она передала антитела, защищающие ее от повторного заражения этой болезнью, своему ребенку. Казалось бы, он не должен теперь заболеть, даже есть встретится с вирусами. Но парадокс в том, что именно младенцы, чьи мамы за несколько лет до их рождения болели бронхитом, те малыши, у которых есть антитела к его вирусам, при заражении болеют наиболее ярко. И медики видят в таком парадоксе опять-таки механизм защиты от пневмонии: более грозной болезни не дает развиться бурный и мощный бронхит. Для этого, видимо, и нужны материнские антитела. Младенцы, у которых их нет, бронхитами болеют реже, зато пневмониями — чаще.

Пугающий свист

Бронхит вызывают в основном РС-вирус и парагриппозные вирусы третьего типа. Официальной статистики, как часто бронхитом болеют малыши до года, — нет. По наблюдениям Института педиатрии РАМН в средней полосе России бронхитом переболевает каждый 10‑й грудной ребенок. Давние исследования в других регионах давали и более внушительные цифры.

Заболевание обычно начинается с невысокой температуры, насморка и кашля. Через три-четыре дня болезнь как бы вызревает: беспокойство ребенка усиливается, появляется шумное свистящее дыхание, причем вдох малыш делает свободно и быстро, а выдох — с усилием, выделяется много мокроты. Родители обычно умоляют врачей облегчить ребенку дыхание, снять одышку и свист. Но если при помощи лекарств расширить просвет между бронхами на следующий день рентгеновский снимок покажет у малыша пневмонию. Поэтому маленькому придется потерпеть, подышать со свистом, потрудиться, чтобы защитить свои легкие.

Чем лечить?

Бронхит — не бактериальное заболевание, поэтому лечить его антибиотиками бессмысленно, хотя, к сожалению, участковые педиатры то тут, то там их назначают. Правда, в одном случае из десяти к вирусной инфекции присоединяется бактериальная, и тогда назначение антибиотиков оправдано. Например, если поднимается очень высокая температура, изменяются показатели крови, хрипы с одной стороны слышны более явно, чем с другой… Врач может назначить антибиотики на один-два дня, чтобы за это время решить, осложнилось течение болезни бактериальным присутствием или нет… Если осложнилось — курс надо продолжить, если нет — антибиотики отменить.

Сейчас малышам во время бронхита прописывают симпатомиметики или бета-агонисты — они быстро действуют и прекрасно улучшают проходимость бронхов. Как только малышу становится чуть-чуть полегче, родители обычно спрашивают, нельзя ли лекарства заменить травами.

Делать этого не стоит. Если ребенок склонен к аллергии, а вы можете пока не знать, есть у него такая склонность или нет, отхаркивающие травы могут вызвать аллергическую реакцию. Точно так же, как и мед, которым родители иногда порываются накормить кашляющего младенца.

А вот что на самом деле поможет болеющему грудничку, так это свежий воздух и массаж с поколачиванием, который помогает откашляться. В Институте педиатрии лежали младенцы, которым с первых дней болезни делали массаж, и бронхит у них проходил без медикаментозного лечения.

В тяжелых случаях младенцам вводят стероидные гормоны, на два-три дня малышей кладут в больницу. Как правило, это бывает, когда бронхит осложняется астматическим компонентом.

Что это булькает?

Болезнь проходит, но дыхание у малыша какое-то время еще остается, как говорят родители, с хрипотцой. У ребенка в груди что-то булькает. Это неприятно и это пугает.

На самом деле ничего страшного нет, просто у малыша после болезни наблюдается снижение кашлевого рефлекса. Во время болезни он был повышен. Взрослый человек, чтобы не издавать столь неприятных звуков, откашлялся бы, но младенец преспокойно булькает мокротой до тех пор, пока она совершенно не закроет просвет в бронхах, а потом одним кашлевым толчком все выталкивает наружу. Если вас беспокоят эти звуки, нажмите легонько ребенку пальцем на трахею или ложечкой на корень языка и он откашляется. Снижение кашлевого рефлекса продолжается две недели — месяц.

А вдруг астма?

…всегда спрашивают родители, когда малыш при бронхите начинает дышать с трудом.

Да, внешне обструктивный бронхит и астма похожи. Только при астме сужение просвета бронхов вызывают аллергены, а при бронхите — вирусы. Но родителям даже и не надо пытаться ставить диагноз прежде, чем это сделает врач.

Если малыш трижды переболел бронхитами один за другим подряд, врач начинает думать об астме. Вирусный бронхит может настигнуть любого, но если у ребенка есть предрасположенность к аллергии, если его родители — аллергики, бронхиты для такого малыша могут закончиться астмой. Так что малышам, которые повторно перенесли бронхит, обычно определяют иммуноглобулин Е в крови. Если анализ показывает, что ребенок — аллергик, ему прописывают такую же терапию, какую проводят в межприступный период при настоящей бронхиальной астме.

Больше 10 лет мы следили за детьми, которые в младенчестве перенесли бронхиты. Дети, склонные к аллергии, болели в первый год жизни бронхитами по несколько раз. 45% из них заболели потом астмой. Это печально. Но 55% — большинство — не заболели. А у тех детей, тоже перенесших в младенчестве бронхит, которые не были склонны к аллергии, никакой астмы нет.

Недавно закончилось подобное исследование в США, оно длилось 15 лет. Американские врачи пришли к таким же выводам: сам вирусный бронхит никакого отношения к аллергии не имеет, но если ребенку в силу генетической предрасположенности суждено заболеть астмой, бронхит в младенчестве повышает этот риск.

Повремените с выходом в свет

Как оградить малыша от бронхита?

Хорошо бы иметь вакцину против РС-вируса. Но пока ее нет. Единственная профилактика — не устраивать младенцам бурную светскую жизнь. Не созывать на смотрины внушительные компании гостей, которые выдохнут в воздух вашей квартиры огромное количество самых разнообразных вирусов. Не возить грудничков в общественном транспорте. Не ходить с ними по магазинам. В общем, как можно меньше контактов.

А когда ребенок подрастет, ту же инфекцию он будет переносить легко: неделю покашляет, и все.

Тревожные сигналы, требующие срочного вызова врача:

>> Температура выше 38,0.

>> Частое дыхание — более 70 вдохов в минуту.

>> Нарастающая бледность и синюшность кожи.

>> Появление одышки.

Смотрите также:

  • Лимфатик, аллергик или артритик? Телосложение ребёнка расскажет, чем он может заболеть →
  • Критический возраст: когда иммунитет ребёнка слабее всего →
  • Правила жизни для больных гепатитом В →
Литература:
  1. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  2. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.
  3. Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
  4. https://www.med-practic.com/rus/68/12746/article.more.html.
  5. https://aif.ru/health/children/20441.
  6. Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
Богданова Анастасия Владимировна/ автор статьи

Врач Педиатр
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №35
Медицинский стаж: 18 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CIRCAS