СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПУЛЬМОНОЛОГИИ

1. ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ БРОНХИТОВ

а) алкоголизм

б) курение

в) бактериальная и вирусная инфекция

г) переохлаждение

2. ОСНОВНОЙ СИМПТОМ БРОНХИТА

а) головная боль

б) слабость

в) лёгочное кровотечениее

г) кашель с мокротой

3. ОСНОВНОЙ ФАКТОР РИСКА ХРОНИЧЕСКОГО БРОНХИТА

а) курение

б) бактериальная и вирусная инфекция

в) переохлаждение

г) гиповитаминоз

4. ОСНОВНОЙ СИМПТОМ ОБСТРУКТИВНОГО БРОНХИТА

а) головная боль

б) недомогание

в) повышение температуры

г) одышка

5. ХАРАКТЕР МОКРОТЫ ПРИ ОСТРОМ БРОНХИТЕ

а) слизистая

б) стекловидная

в) «ржавая»

г) розовая пенистая

6. ОСЛОЖНЕНИЕ ХРОНИЧЕСКОГО БРОНХИТА

а) лёгочное кровотечение

б) острая сосудистая недостаточность

в) острая сердечная недостаточность

г) хроническая дыхательная недостаточность

7. ПРИ КАШЛЕ С ОТДЕЛЕНИЕМ ГНОЙНОЙ МОКРОТЫ ПРОТИВОПОКАЗАН

а) бромгексин

б) либексин

в) мукалтин

г) грудной сбор

8. ДЛЯ РАЗЖИЖЕНИЯ ГУСТОЙ ВЯЗКОЙ МОКРОТЫ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

а) йодид калия

б) кодеин

в) сальбутамол

г) теофиллин

9. ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГНОЙНОГО БРОНХИТА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

а) амоксициллин, бромгексин

б) бекотид, интал

в) кодеин, либексин

г) кофеин, кордиамин

10. ОСНОВНОЙ СИМПТОМ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

а) инспираторная одышка

б) кашель с гнойной мокротой

в) кровохарканье

г) приступ удушья

11. ВЫНУЖДЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИ ПРИСТУПЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

а) горизонтальное

б) горизонтальное с приподнятыми ногами

в) лежа на боку

г) сидя, с упором на руки

12. НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЯЗКОЙ СТЕКЛОВИДНОЙ МОКРОТЫ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ПРИ

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) пневмонии

г) экссудативном плеврите

13. ПРИ ПРИСТУПЕ УДУШЬЯ НА ФОНЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ ПРИМЕНЯЕТСЯ

а) кодеин

б) либексин

в) сальбутамол

г) тусупрекс

14. ПИКФЛОУМЕТРИЯ — ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ

а) дыхательного объема

б) жизненной емкости легких

в) остаточного объема

г) пиковой скорости выдоха

15. ОСНОВНОЙ ВОЗБУДИТЕЛЬ ПНЕВМОНИИ

а) вирус

б) микобактерия

в) пневмококк

г) кишечная палочка

16. ВОСПАЛЕНИЕ ЦЕЛОЙ ДОЛИ ЛЕГКОГО НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ

а) остром бронхите

б) бронхиальной астме

в) пневмонии

г) сухом плеврите

17. «РЖАВЫЙ» ХАРАКТЕР МОКРОТЫ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ

а) остром бронхите

б) бронхиальной астме

в) пневмонии

г) сухом плеврите

18. НАИБОЛЕЕ ИНФОРМАТИВНЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ПНЕВМОНИИ

а) анализ крови

б) анализ мокроты

в) плевральная пункция

г) рентгенография органов грудной клетки

19. ЭТИОТРОПНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПНЕВМОНИИ — ЭТО ПРИМЕНЕНИЕ

а) бронхолитиков

б) отхаркивающих

в) антибиотиков

г) жаропонижающих

20. ОСЛОЖНЕНИЕ ПНЕВМОНИИ

а) лёгочное кровотечение

б) лихорадка

в) боль в грудной клетке

г) острая дыхательная недостаточность

21. ПРИ КРИТИЧЕСКОМ СНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА МОЖЕТ РАЗВИТЬСЯ

а) острая дыхательная недостаточность

б) коллапс

в) острая коронарная недостаточность

г) легочное кровотечение

22. ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ПРИОБРЕТЕННЫХ БРОНХОЭКТАЗОВ

а) бронхиальная астма

б) пневмония

в) хронический бронхит

г) сухой плеврит

23. ЗАБОЛЕВАНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕМ ВОСПАЛЕНИЯ В РАСШИРЕННЫХ БРОНХАХ

а) абсцесс легкого

б) бронхоэктатическая болезнь

в) пневмония

г) экссудативный плеврит

24. ОСНОВНОЙ СИМПТОМ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

а) слабость

б) снижение аппетита

в) недомогание

г) кашель с гнойной мокротой

25. ХАРАКТЕР МОКРОТЫ ПРИ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

а) гнойная

б) «ржавая»

в) розовая пенистая

г) стекловидная

26. ПАЛЬЦЫ В ВИДЕ «БАРАБАННЫХ ПАЛОЧЕК» И НОГТИ В ВИДЕ «ЧАСОВЫХ СТЕКОЛ» ВСТРЕЧАЮТСЯ ПРИ

а) хронических заболеваниях дыхательной системы

б) острых заболеваниях дыхательной системы

в) острых заболеваниях пищеварительной системы

г) хронических заболеваниях пищеварительной системы

27. ДРЕНАЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИДАЕТСЯ ПАЦИЕНТУ С ЦЕЛЬЮ

а) снижения лихорадки

б) уменьшения одышки

в) расширения бронхов

г) облегчения отхождения мокроты

28. ПРОФИЛАКТИКА ОБОСТРЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

а) усиление питания

б) устранение гиподинамии

в) отказ от алкоголя

г) прекращение контакта с аллергеном

29. ПРИ ВЫДЕЛЕНИИ ГНОЙНОЙ МОКРОТЫ ПАЦИЕНТА НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ

а) чашкой Петри

б) стерильной банкой

в) индивидуальной плевательницей

г) стерильной пробиркой

30. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРМАННАЯ ПЛЕВАТЕЛЬНИЦА ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАПОЛНЕНА НА 1/4

а) водой

б) физраствором

в) 25% раствором соды

г) любым дезраствором

31. ПРИ ВЫДЕЛЕНИИ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ГНОЙНОЙ МОКРОТЫ В ПИТАНИИ ПАЦИЕНТА РЕКОМЕНДУЕТСЯ

а) увеличить количество соли

б) увеличить количество белка

в) уменьшить количество соли

г) уменьшить количество белка

32. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БРОНХОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРАСТНОГО ВЕЩЕСТВА

а) бронхоскопия

б) бронхография

в) томография

г) флюорография

33. АБСЦЕСС ЛЕГКОГО — ЭТО

а) воспаление легкого

б) воспаление плевры

в) образование полости с гноем

г) накопление жидкости в плевральной полости

34. ЗАБОЛЕВАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ОСЛОЖНИТЬСЯ АБСЦЕССОМ ЛЕГКОГО

а) острый бронхит

б) пневмония

в) бронхиальная астма

г) сухой плеврит

35. ВНЕЗАПНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ОБИЛЬНОЙ ГНОЙНОЙ МОКРОТЫ НА ФОНЕ ГЕКТИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКИ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) пневмонии

г) сухом плеврите

36. ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА ПОСЛЕ ПРОРЫВА АБСЦЕССА ЛЕГКОГО В БРОНХ

а) лихорадка

б) слабость

в) кровохарканье

г) кашель с гнойной мокротой

37. ОСЛОЖНЕНИЯ АБСЦЕССА ЛЕГКОГО

а) недомогание

б) головная боль

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

38. ХАРАКТЕР МОКРОТЫ ПРИ АБСЦЕССЕ ЛЕГКОГО

а) гнойная

б) слизистая

в) стекловидная

г) «ржавая»

39. ПРИ ЛЕЧЕНИИ АБСЦЕССА ЛЕГКОГО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРЕПАРАТЫ

а) антибиотики

б) диуретики

в) антигистаминные

г) кортикостероиды

40. ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ПРИМЕНЕНИИ АНТИБИОТИКОВ У ПАЦИЕНТА МОГУТ РАЗВИТЬСЯ

а) отёки

б) лихорадка

в) дисбактериоз

г) увеличение массы тела

41. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В МОКРОТЕ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

а) лейкоциты

б) эластические волокна

в) атипичные клетки

г) эозинофилы

42. ПОХУДАНИЕ, КРОВОХАРКАНЬЕ, БОЛЬ В ГРУДНОЙ КЛЕТКЕ НАБЛЮДАЮТСЯ ПРИ

а) остром бронхите

б) бронхиальной астме

в) очаговой пневмонии

г) раке легкого

43. ФАКТОР РИСКА РАКА ЛЕГКОГО

а) ожирение

б) переохлаждние

в) инфекция

г) курение

44. РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДИАГНОСТИКЕ РАКА ЛЁГКОГО ИМЕЕТ

а) спирография

б) лабораторная диагностика

в) ЭКГ

г) рентгенография органов грудной клетки

45. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА ПРИ РАКЕ ЛЕГКОГО

а) лихорадка

б) прибавка массы тела

в) головная боль

г) легочное кровотечение

46. МЕТОД РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ РАКА ЛЕГКОГО

а) бронхография

б) анализ крови

в) анализ мокроты

г) флюорография

47. ПРИ РАКЕ ЛЕГКОГО В МОКРОТЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ

а) атипичные клетки

б) микобактерии

в) пневмококки

г) эозинофилы

48. ОСЛОЖНЕНИЕ РАКА ЛЕГКОГО

а) бронхиальная астма

б) хронический бронхит

в) эмфизема легких

г) экссудативный плеврит

49. ПРИ ЛЕГОЧНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ ХАРАКТЕРНА МОКРОТА

а) алая, пенистая

б) темная, со сгустками

в) цвета «кофейной гущи»

г) вязкая, стекловидная

50. НЕЗАВИСИМОЕ СЕСТРИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ ЛЕГОЧНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ

а) введение хлорида кальция внутривенно

б) введение аминокапроновой кислоты

в) тепло на грудную клетку

г) холод на грудную клетку

51. ЗАВИСИМОЕ СЕСТРИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ ЛЕГОЧНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ

а) введение хлорида кальция внутривенно

б) введение гепарина

в) банки на грудную клетку

г) горчичники на грудную клетку

52. ЗАБОЛЕВАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ОСЛОЖНИТЬСЯ ПЛЕВРИТОМ

а) бронхит

б) бронхиальная астма

в) рак легкого

г) эмфизема легких

53. ОСНОВНОЙ СИМПТОМ ПРИ СУХОМ ПЛЕВРИТЕ

а) одышка

б) слабость

в) лихорадка

г) боль в грудной клетке

54. ОСНОВНОЙ СИМПТОМ ЭКССУДАТИВНОГО ПЛЕВРИТА

а) боль в грудной клетке

б) слабость

в) кровохарканье

г) нарастающая одышка

55. ПАЦИЕНТ ЗАНИМАЕТ ВЫНУЖДЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕЖА НА БОЛЬНОЙ СТОРОНЕ ПРИ

а) бронхите

б) бронхиальной астме

в) бронхоэктатической болезни

г) сухом плеврите

56. СКОПЛЕНИЕ ВОСПАЛИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ В ПОЛОСТИ ПЛЕВРЫ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ

а) бронхите

б) бронхиальной астме

в) экссудативном плеврите

г) эмфиземе легких

57. ПЛЕВРАЛЬНУЮ ПУНКЦИЮ С ЛЕЧЕБНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОВОДЯТ ПРИ

а) бронхиальной астме

б) пневмонии

в) хроническом бронхите

г) экссудативном плеврите

58. ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПУНКЦИИ

а) поставить очистительную клизму

б) промыть желудок

в) опорожнить мочевой пузырь

г) разъяснить сущность манипуляции

59. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПУНКЦИИ ВРАЧОМ ОДНОМОМЕНТНО ИЗВЛЕКАЕТСЯ ЖИДКОСТИ НЕ БОЛЕЕ (В ЛИТРАХ)

а) 0,5

б) 1-1,5

в) 3

г) 5

60. ПОВЫШЕННАЯ ВОЗДУШНОСТЬ ЛЕГКИХ — ЭТО

а) гидроторакс

б) гемоторакс

в) пневмосклероз

г) эмфизема

61. ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ПНЕВМОНИИ

а) слабость, головная боль, стекловидная мокрота

б) боль в грудной клетке, одышка, лихорадка

в) длительный субфебрилитет, утомляемость

г) отеки, повышение АД, нарушение ритма

Методическая разработка теоретического занятия по теме: » Сестринская помощь при абсцессе легких», специальность 34.02.01 Сестринское дело методическая разработка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

ЦМК специальностей 34.02.01 Сестринское дело

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

дисциплина МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и

состояниях в терапии и гериатрии

тема занятия Сестринская помощь при абсцессе легких

специальность 34.02.01 Сестринское дело

курс II

Методическая разработка составлена

в соответствии с требованиями

рабочей программы по ПМ 02

преподавателем Гонтовой Н.Г.

«__10___»_____09________20_17_г.

Селенгинск, 2017 г.

План занятия № 15

Название: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии и гериатрии

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Курс II Группа 633

Тема занятия: Сестринская помощь при абсцессе легких

Тип занятия: комбинированное

Форма проведения: теоретическое

Преподаватель: Гонтова Н.Г.

Цели занятия:

Учебные

Знать:

  • абсцесс легких, определение, этиология, клинические симптомы и синдромы, периоды развития абсцесса, осложнения абсцессов. Возможные проблемы пациентов;

Уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств и профилактике заболевания;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

Формирование компетенций

Формируемые ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Формируемые ПК:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

Воспитательные цели:

Общие компетенции

Цель воспитательная

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Воспитывать устойчивый интерес к профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Воспитывать ответственность за организацию собственной деятельности

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Воспитывать способность принимать правильные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Воспитывать потребность поиска необходимой информации для выполнения возложенных профессиональных задач и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Воспитывать необходимость использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Развивающие цели:

  • развивать способность анализировать, стимулировать познавательную и мыслительную активность студентов.

Интеграция темы: междисциплинарные связи: ОП 01 Анатомия и физиология человека, ОП 03 Основы патологии, Основы латинского языка, ОП 07 Основы фармакологии, ПМ 07 Деятельность по уходу.

Место проведения: лекционная аудитория

Продолжительность: 90 минут

Оснащение:

Программное обеспечение: УМК, КТП, презентация.

Раздаточный материал: тестовые задания.

Технические средства обучения: компьютер, проектор.

Источники информации

Литература

Основная:

1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. — М.: АНМИ.-2002.

2. Федюкович Н.И. Внутренние болезни. — Ростов — на — Дону: Феникс — 2001.

Дополнительная:

Э.В. Смолева. Сестринское дело в терапии: учебное пособие/Э.В. Смолева.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.

Структурно — логическая схема урока

Этапы занятия

Продолжи

тельность

ООД преподавателя

ООД студента

Приложения

1

Организационный момент

2 мин

Приветствие, определение готовности группы к занятиям

Приветствие

2

Сообщение плана занятия

1 мин

Сообщает план занятия

Слушают

Приложение № 1

3

Контроль знаний

15 мин

Тестирование

Отвечают на тест

Приложение № 2

4

Сообщение новой темы, целей, мотивации, плана изложения новой темы

3 мин

Сообщает тему, цели, мотивирует на изучение темы

Слушают, записывают

Приложение

№ 3

5

Изложение нового материала

55 мин

Излагает новый учебный материал лекция с демонстрацией презентации

Слушают, записывают, участвуют в беседе

Приложение

№ 4

6

Закрепление темы

10 мин

Применяет разные виды контроля знаний, обобщает

Отвечают, задают вопросы

Приложение

№ 5

7

Подведение итогов

2 мин

Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки, оценивает достижение целей урока)

Слушают

Приложение

№ 6

8

Домашнее задание

2 мин

Разъясняет вопросы для подготовки, источники информации

Слушают, записывают

Приложение

№ 7

Приложение 1

Сообщение плана занятия

План занятия:

1. Контроль предыдущей темы;

2. Изложение нового материала по теме «Сестринская помощь при абсцессе легких»;

3. Закрепление темы (тестовый контроль);

4. Подведение итогов, сообщение оценок;

6. Домашнее задание.

Приложение 2

Тест: Сестринская помощь при бронхоэктатической болезни.

Выберите правильный ответ

1 вариант

1. К гнойным заболеваниям легких не относится:

а) бронхоэктатическая болезнь

б) абсцесс легких

в) эмфизема легких

г) гангрена легких

2. Для диагностики бронхоэктатической болезни (БЭБ) применяется:

а) гастроскопия

б) бронхография

в) бронхоскопия

г) флюорография

3. Для БЭБ характерно:

а) деформация кистей рук в виде «плавников моржа»

б) пальцы в виде «руки акушера»

в) ногти ложкообразной формы

г) пальцы в форме «барабанных палочек» и ногти в форме «часовых стекол»

4. Пальцы в виде «барабанных палочек» и ногти в виде «часовых стекол» встречаются при

а) хронических заболеваниях дыхательной системы

б) острых заболеваниях дыхательной системы

в) острых заболеваниях пищеварительной системы

г) хронических заболеваниях пищеварительной системы

5. Дренажное положение придается пациенту для

а) снижения лихорадки

б) уменьшения одышки

в) расширения бронхов

г) облегчения оттока мокроты

6. Потенциальная проблема пациента с бронхоэктатической болезнью

а) лихорадка

б) снижение аппетита

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

7. Положение Квинке — это

а) горизонтальное на правом боку

б) горизонтальное на левом боку

в) головной конец кровати приподнят

г) ножной конец кровати приподнят

8 . Расширение и деформация бронхов называется:

а) каверны

б) аденоиды

в) полипы

г) броноэктазы

9. Изменения на бронхографии при бронхоэктатической болезни:

а) дефект наполнения

б) «дерево с листьями»

в) культя бронха

г) очаговое затемнение

10. Установите соответствие:

1) полусинтетические пенициллины а) кефзол

б) ампиокс

2) цефалоспорины в) оксациллин

г) цефомандол

Тест: Сестринская помощь при бронхоэктатической болезни.

Выберите правильный ответ

2 вариант

1. Пальцы в виде «барабанных палочек» и ногти в виде «часовых стекол» встречаются при

а) хронических заболеваниях дыхательной системы

б) острых заболеваниях дыхательной системы

в) острых заболеваниях пищеварительной системы

г) хронических заболеваниях пищеварительной системы

2. Потенциальная проблема пациента с бронхоэктатической болезнью

а) лихорадка

б) снижение аппетита

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

3. Установите соответствие:

1) полусинтетические пенициллины а) кефзол

б) ампиокс

2) цефалоспорины в) оксациллин

г) цефомандол

4. Расширение и деформация бронхов называется:

а) каверны

б) аденоиды

в) полипы

г) броноэктазы

5. Для диагностики бронхоэктатической болезни применяется:

а) гастроскопия

б) бронхография

в) бронхоскопия

г) флюорография

6. Изменения на бронхографии при бронхоэктатической болезни:

а) дефект наполнения

б) «дерево с листьями»

в) культя бронха

г) очаговое затемнение

7. Положение Квинке — это

а) горизонтальное на правом боку

б) горизонтальное на левом боку

в) головной конец кровати приподнят

г) ножной конец кровати приподнят

8. К гнойным заболеваниям легких не относится:

а) бронхоэктатическая болезнь

б) абсцесс легких

в) эмфизема легких

г) гангрена легких

9. Дренажное положение придается пациенту для

а) снижения лихорадки

б) уменьшения одышки

в) расширения бронхов

г) облегчения оттока мокроты

10. Для БЭБ характерно:

а) деформация кистей рук в виде «плавников моржа»

б) пальцы в виде «руки акушера»

в) ногти ложкообразной формы

г) пальцы в форме «барабанных палочек» и ногти в форме «часовых стекол»

Эталоны ответов

1 вариант

2 вариант

1- в

1 а

2- б

2 г

3- г

3 — 1 — б,в; 2 — а,г

4 -а

4 г

5 -г

5 б

6 — г

6 б

7- г

7 г

8 -г

8 в

9 -б

9 г

10 — 1 — б,в; 2 — а,г

10 г

Критерии оценки

0-1 ошибки — 5

2 ошибки — 4

3 ошибки — 3

более 3 ошибок — 2

Приложение 3

План лекции:

  1. Виды нагноительных заболеваний легких.
  2. Абсцесс, определение, этиология.
  3. Симптоматика абсцесса легких:

а) два периода, проблемы пациента;

б) потенциальные проблемы.

  1. Диагностика абсцесса легких.
  2. Лечение — принципы, виды, особенности диеты.
  3. Сестринский уход, особенности.
  4. Профилактика

Мотивация: Абсцесс легкого относится к тяжелым, изнуряющим заболеваниям, требующим своевременной диагностики, мощного лечения и тщательного ухода за больным. От сестринской помощи, ухода, осуществления сестринского процесса зависит успешный исход и выздоровление пациента.

Приложение 4

Лекция «Сестринская помощь при абсцессе легких»

Тема: Сестринский процесс при нагноительных заболеваниях легких

К нагноительным заболеваниям легких относятся:

1. Абсцесс легких;

2. Бронхоэктатическая болезнь;

3. Гангрена легких.

Абсцесс легких

Абсцесс легких — это гнойное расплавление легочной ткани с образованием одной или нескольких ограниченных полостей, заполненных гноем и окруженных воспалительным валиком (инфильтрат).

Этиология

1.Воспалительные процессы в легких (пневмония, бронхоэктатическая болезнь);

2. Инородные тела (рвотные массы, кариозные зубы);

3. Ослабление кашлевого рефлекса (состояние после наркоза, поражение цнс, прием алкоголя);

Предрасполагающие факторы:

1.Ослабление реактивности организма;

2. Старческий возраст;

3. Наличие в организме гнойного очага (остеомиелит, послеродовый сепсис, инфекционный эндокардит, гнойный аппендицит).

Симптоматика

Выделяют два периода:

  1. До прорыва абсцесса в бронх;
  2. После прорыва абсцесса в бронх.

До прорыва абсцесса в бронх

Процесс характеризуется скоплением гноя на ограниченом участке легкого. Проявляется синдромом интоксикации: лихорадка до высоких цифр, выраженная слабость, потливость, снижение аппетита. Продолжительность периода 10-12 дней.

Объективно:

Осмотр: бледность кожных покровов.

Перкуссия: притупление перкуторного звука.

Аускультация: жесткое дыхание

После прорыва абсцесса в бронх

Характеризуется прорывом абсцесса в бронх, что проявляется одномоментным отделением большого количества гнойной мокроты со зловонным запахом полным ртом. За сутки может отделяться от 200 мл. до 1 литра в зависимости от размера полости. В этот период состояние пациента улучшается: температура снижается, появляется аппетит, уменьшается слабость, потливость. Выделение мокроты продолжается несколько дней.

Объективно:

Перкуторно над полостью — тимпанический звук.

Аускультативно — амфорическое дыхание, влажные разнокалиберные хрипы.

Потенциальные проблемы

Риск присоединения:

  1. Хронического абсцесса;
  2. Легочного кровотечения;
  3. Анемии
  4. Прорыв абсцесса в плевральную полость с развитием эмпиемы плевры;
  5. Возникновение новых абсцессов;
  6. Метастазы абсцесса в мозг, печень, селезенку.

Взаимозависимое вмешательство

Медицинская сестра должна уметь подготовить пациента к дополнительным методам обследования и оценить полученные результаты.

1. Общий клинический анализ крови (признаки воспаления: лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, ускоренная СЮЭ);

2. Рентгенография:

а) до прорыва абсцесса в бронх — определяется крупноочаговое затемнение с нечеткими контурами;

б) после прорыва абсцесса в бронх — определяется полость с уровнем жидкости, меняющегося при изменении положения пациента.

3. Общий анализ мокроты. Отстоявшаяся мокрота делится на три слоя:

верхний — мутный, пенистый;

средний — водянистый;

нижний — гнойный.

Зависимое вмешательство

I. Обязательная госпитализация;

II. Режим постельный;

III.Антибактериальная терапия:

1.Антибиотики с учетом результата исследования мокроты на чувствительность. Их вводят:

а) в/м, в/в,

б) внутрибронхиально через бронхоскоп, предварительно отсосав содержимое абсцесса;

в) внутритрахеально с помощью гортанного шприца или в виде аэрозолей,

г) непосредственно в полость абсцесса путем пункции грудной клетки, если абсцесс располагается поверхностно.

2. Сульфаниламидные препараты.

IV. Хирургическое лечение ( вскрытие абсцесса или удаление части легкого) если нет эффекта через 1-2 месяца.

Сестринский уход

  1. Госпитализировать в отдельную палату, т.к. мокрота имеет неприятный запах.
  2. Обеспечить большой плевательницей с крышкой.
  3. При выраженной слабости, кормить пациента.
  4. Пища богатая белком, т.к. с мокротой теряется белок.
  5. Частая смена нательного и постельного белья, т.к. пациент потеет.
  6. Для лучшего отхождения мокроты периодически проводить постуральный дренаж (головной конец ниже ножного). При ухудшении состояния пациента придать ему обычное положение и сообщить врачу.

Профилактика

1. Первичная. Ее цель: предупредить развитие болезни:

1) Своевременная диагностика и лечение гнойно-воспалительных заболеваний.

2) Особое внимание к лицам с затрудненным глотанием.

3) Правильный уход за больными с рвотой

2. Вторичная. Цель: предупреждение обострений заболевания и осложнений, улучшение качества жизни пациента. Она заключается в диспансеризации хронических бронхолегочных больных, предупреждении преохлаждений, вирусных инфекций. сбалансированном питании, дыхательной гимнастике, массаж. Санаторно-курортное лечение.

Приложение 5

Тест: Сестринская помощь при абсцессе легких

Выберите правильный ответ

1 вариант

1. В этиологии абсцесса легких ведущую роль играет:

а) аллергические реакции

б) гнойно-воспалительные процессы и инородные тела

в) иммунологические реакции

г) деформация и расширение бронхов

2. Установите соответствие при абсцессе легких:

1) симптомы I периода а) гектическая лихорадка

б) кашель с отхождением большого количества

гнойной мокроты

2) симптомы II периода в) снижение аппетита

г) сухой кашель

3. Антибиотики при абсцессе легких не вводятся:

а) перорально

б) внутривенно

в) внутрибронхиально

г) внутритрахеально

4. Для больных с абсцессом легких назначается диета, богатая:

а) железом

б) йодом

в) калием и магнием

г) белком

5. Заболевание, которое может осложниться абсцессом легкого

а) острый бронхит

б) очаговая пневмония

в) бронхиальная астма

г) сухой плеврит

6. Внезапное появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) крупозной пневмонии

г) сухом плеврите

7. Для абсцесса легкого характерна лихорадка

а) волнообразная

б) гектическая

в) извращенная

г) постоянная

8. Приоритетная проблема пациента после прорыва абсцесса легкого в бронх

а) лихорадка

б) слабость

в) снижение аппетита

г) кашель с гнойной мокротой

9. Потенциальная проблема пациента с абсцессом легкого

а) недомогание в) кашель с гнойной мокротой

б) головная боль г) легочное кровотечение

10. Мокрота при абсцессе легкого

а) гнойная в) стекловидная

б) слизистая г) «ржавая»

Тест: Сестринская помощь при абсцессе легких

Выберите правильный ответ

2 вариант

1. Заболевание, которое может осложниться абсцессом легкого

а) острый бронхит

б) очаговая пневмония

в) бронхиальная астма

г) сухой плеврит

2. Для абсцесса легкого характерна лихорадка

а) волнообразная

б) гектическая

в) извращенная

г) постоянная

3. Потенциальная проблема пациента с абсцессом легкого

а) недомогание

б) головная боль

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

4. В этиологии абсцесса легких ведущую роль играет:

а) аллергические реакции

б) гнойно-воспалительные процессы и инородные тела

в) иммунологические реакции

г) деформация и расширение бронхов

5. Антибиотики при абсцессе легких не вводятся:

а) перорально

б) внутривенно

в) внутрибронхиально

г) внутритрахеально

6. Внезапное появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) крупозной пневмонии

г) сухом плеврите

7. Мокрота при абсцессе легкого

а) гнойная

б) слизистая

в) стекловидная

г) «ржавая»

8. Приоритетная проблема пациента после прорыва абсцесса легкого в бронх

а) лихорадка в) снижение аппетита

б) слабость г) кашель с гнойной мокротой

9. Установите соответствие при абсцессе легких:

1) симптомы I периода а) гектическая лихорадка

б) кашель с отхождением большого количества

гнойной мокроты

2) симптомы II периода в) снижение аппетита

г) сухой кашель

10. Для больных с абсцессом легких назначается диета, богатая:

а) железом в) калием и магнием

б) йодом г) белком

Эталоны ответов

1 вариант

2 вариант

1- б

1 б

2- 1 — а,г,в; 2 — б

2 б

3- а

3 — г

4 -г

4 б

5 — б

5 а

6 — а

6 а

7- б

7 а

8 — г

8 г

9 — г

9 -1 — а,г,в; 2 — б

10 — а

10 г

Критерии оценки

0-1 ошибки — 5

2 ошибки — 4

3 ошибки — 3

более 3 ошибок — 2

Приложение 6

Оценочный лист занятия

Фио студента

Входной контроль

Выходной контроль

Итоговая оценка

Замечания

Приложение 7

Домашнее задание:

  1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. — М.: АНМИ.-2002.
  2. Написание реферата на тему «Особености питания больных при нагноительных заболеваниях легких».
Литература:
  1. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение I // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 2. С. 71-77.
  2. ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
  3. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  4. https://infopedia.su/1x5c23.html.
  5. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/02/28/metodicheskaya-razrabotka-teoreticheskogo.
  6. Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
  7. Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
  8. Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
  9. Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).
Богданова Анастасия Владимировна/ автор статьи

Врач Педиатр
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №35
Медицинский стаж: 18 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CIRCAS