Тест по биологии на тему «Строение и функции органов дыхания» (8 класс)

Строение и функции органов дыхания

Вариант 1

1. Газообмен-это:

1) процесс поглощения кислорода

2) процесс выделения углекислого газа

3) обмен газами между организмом и окружающей средой

4) осуществление вдоха и выдоха

2. Органами дыхания являются:

1) ребра 3) продолговатый мозг

2) мышцы 4) легкие

3. Звуки голоса образуются при прохождении воздуха через:

1) трахею

2)бронхи

3) голосовую щель между голосовыми связками

4) носовую полость

4. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец, мягкой стороной обращенная к пищеводу, называется:

1)глотка 3)трахея

2) гортань 4) бронхи

5. Процесс насыщения крови кислородом во время вдоха происходит в:

1) митохондриях 3)трахее

2) альвеолах 4) бронхах

6.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Трахея

….

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) проведение воздуха

2) газообмен

3) образование АТФ

4) звукообразование

7..Какой цифрой на рисунке обозначена гортань?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

8.Газообмен между кровью и атмосферным воздухом у человека происходит в

1) тканях

2) бронхах

3) альвеолах лёгких

4) плевральной полости

9.Дышать следует через нос, так как в носовой

полости

1)происходит газообмен

2)воздух очищается, увлажняется и согревается

3)имеются рецепторы, регулирующие частоту дыхания

4)образуется необходимая слизь, способствующая дыханию

10..Какой слой клеток носовой полости способствует очищению вдыхаемого человеком воздуха?

1) кровь

2) мышечная ткань

3) мерцательный эпителий

4) хрящевая ткань

11.В плевральной полости находится

1) воздух

2) смесь кислорода и углекислого газа

3) плазма крови

4) жидкость, уменьшающая трение

12.Выдох у человека происходит вследствие

1) сокращения наружных межреберных мышц

2) сокращения диафрагмы

3) увеличения объема грудной полости

4) расслабления диафрагмы

13.У женщин голос выше, чем у мужчин, потому что голосовые связки

1) длиннее и частота их колебаний больше

2)короче и частота их колебаний меньше

3) короче и частота их колебаний больше

4) длиннее и частота их колебаний меньше

14.На рисунке буквой А обозначены

1) капилляры

2) трахея

3) нервные окончания

4) лёгочные пузырьки

15. Установите последовательность расположения органов дыхательной системы, по которым воздух

поступает в организм при вдохе.

А. Гортань

Б. Альвеолы легкого

В. Носовая полость

Г. Трахея

Д. Носоглотка

Е.Бронхи

16.Изучите график зависимости насыщения гемоглобина кислородом от парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (по оси х отложено парциальное давление (в мм. рт. ст.), а по оси у — насыщенность гемоглобина кислородом (в %)). При каком парциальном давлении кислорода

70% гемоглобина крови образует с газом нестойкое соединение?

1)20 мм рт. ст.

2) 30 мм рт. ст.

3) 40 мм рт. ст.

4) 50 мм рт. ст.

17.Вставьте в текст «Регуляция дыхательных движений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры

выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В организме человека постоянно осуществляется дыхание, которое обеспечивает клетки кислородом. Дыхательные движения регулируют нервная и _______(А) системы. При повышении концентрации в крови _______(Б) активизируется дыхательный центр, находящийся в _______(В) мозге. Отсюда нервный импульс направляется к _______(Г), осуществляющим дыхательные движения.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ;

1) 02

2) С02

3) мышца

4) промежуточный

5) продолговатый

6) гормон

7) кровеносная

8) эндокринная

Строение и функции органов дыхания

Вариант 2

1. .Дыхание-это:

1) поглощение кислорода

2) обмен газами между клетками организма и окружающей средой

3) выделение углекислого газа

4) обмен газами между легкими и окружающей средой

2. Дыхательная система состоит из:

1) воздухоносных путей и легких

2) носовой полости и легких

3) трахей и легких

4) глотки и легких

3. У человека голосовые связки расположены в:

1)гортани 3)глотке

2) трахее 4) диафрагме

4. К нижним дыхательным путям человека

относится(ятся):

1) носовая полость 2) носоглотка

3) легкие 4) гортань

5. Газообмен у человека происходит в:

1) гортани 3) бронхах

2) трахее 4) легких

6.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Трахея

Клеточный центр

Деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) кровообращение

2) обмен веществ

3) проведение воздуха

4) поглощение азота

7.Какой цифрой на рисунке обозначены бронхи?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

8.Диффузия углекислого газа из венозной крови у человека происходит в

1) слизистой носа

2) альвеолах

3) стенках бронхов

4) голосовых связках

9. В каком процессе принимает участие голосовые связки человека?

1) различение звуков

2) газообмен

3) голосообразование

4) проведение воздуха

10.Биологическая роль дыхания в организме человека заключается в

1) присоединении кислорода к молекулам к гемоглобина

2) осуществлении вдоха и выдоха

3)диффузии кислорода из капилляров в тканевую жидкость и углекислого газа в капилляры

4)выделении энергии при окислении

органических веществ в клетках

11.При неправильной организации печного отопления основную опасность представляет

1) углекислый газ

2) азот

3) угарный газ

4) водяной пар

12.Большую часть массы лёгкого составляет(-ют)

1) трахея

2) плевра

3) альвеолы

4) капилляры

13.Увлажнение воздуха в носовой полости необходимо для того, чтобы

1)кровь получала дополнительную жидкость из альвеол

2) не подсыхали тонкие стенки альвеол

3) улучшился газообмен

4)легкие сильнее охлаждались в результате испарения влаги

14.Какой буквой на рисунке обозначена дыхательная мышца — диафрагма?

1) А

2) Б

3) В

4) Г

15. Установите последовательность расположения органов дыхательной системы, по которым воздух

Покидает организм при выдохе.

А. Бронхи

Б. Альвеолы легкого

В. Носовая полость

Г. Трахея

Д. Носоглотка

Е. Гортань

16.Изучите график зависимости насыщения гемоглобина кислородом от парциального давления

кислорода во вдыхаемом воздухе (по оси х отложено парциальное давление (в мм. рт. ст.), а по оси у — насыщенность гемоглобина кислородом (в %)). Какой процент гемоглобина образует нестойкое соединение с газом, если парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе составляет 50 мм рт. ст.?

1)60%

2)70%

3) 80%

4)90%

17.Вставьте в текст «Дыхание человека» пропущенные термины из предложенного перечня,

используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ДЫХАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Дыхание человека лёгочное. В норме вдыхаемый воздух проходит через носовую полость. Там воздух согревается расположенными в стенках носовых каналов ______(А), несущими кровь. Также в носовой полости располагаются _______(Б), задерживающие крупные частицы пыли. Затем воздух через носоглотку попадает в _______(В), откуда поступает в трахею. Мерцательный эпителий трахеи содержит постоянно колеблющиеся ______(Г), которые выгоняют из лёгких частички пыли, не отфильтрованные в носовой полости. Из трахеи воздух через бронхи попадает в _______(Д), где происходит газообмен.

Перечень терминов

1) ворсинка

2) альвеола

3) капилляр

4) артериола

5) глотка

6) гортань

7) волосок

8) лёгочный мешок

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Ответ

ВАРИАНТ 1

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Ответ

3

4

3

3

2

1

1

3

2

3

4

4

3

4

ВДАГЕБ

3

7253

ВАРИАНТ 2

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Ответ

2

1

1

4

4

3

3

2

3

4

3

3

2

3

БАГЕДВ

3

37612

Тест по биологии 8 класс .Строение и функции органов дыхания. тест по биологии (8 класс)

Строение и функции органов дыхания

1. Газообмен-это:

1) процесс поглощения кислорода

2) процесс выделения углекислого газа

3) обмен газами между организмом и окружающей средой

4) осуществление вдоха и выдоха

2. Органами дыхания являются:

1) ребра 3) продолговатый мозг

2) мышцы 4) легкие

3. Звуки голоса образуются при прохождении воздуха через:

1) трахею

2)бронхи

3) голосовую щель между голосовыми связками

4) носовую полость

4. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец, мягкой стороной обращенная к пищеводу, называется:

1)глотка 3)трахея

2) гортань 4) бронхи

5. Процесс насыщения крови кислородом во время вдоха происходит в:

1) митохондриях 3)трахее

2) альвеолах 4) бронхах

6.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Трахея

….

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) проведение воздуха

2) газообмен

3) образование АТФ

4) звукообразование

7..Какой цифрой на рисунке обозначена гортань?

undefined

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

8.Газообмен между кровью и атмосферным воздухом у человека происходит в

1) тканях

2) бронхах

3) альвеолах лёгких

4) плевральной полости

9.Дышать следует через нос, так как в носовой

полости

1)происходит газообмен

2)воздух очищается, увлажняется и согревается

3)имеются рецепторы, регулирующие частоту дыхания

4)образуется необходимая слизь, способствующая дыханию

10..Какой слой клеток носовой полости способствует очищению вдыхаемого человеком воздуха?

1) кровь

2) мышечная ткань

3) мерцательный эпителий

4) хрящевая ткань

11.В плевральной полости находится

1) воздух

2) смесь кислорода и углекислого газа

3) плазма крови

4) жидкость, уменьшающая трение

12.Выдох у человека происходит вследствие

1) сокращения наружных межреберных мышц

2) сокращения диафрагмы

3) увеличения объема грудной полости

4) расслабления диафрагмы

13.У женщин голос выше, чем у мужчин, потому что голосовые связки

1) длиннее и частота их колебаний больше

2)короче и частота их колебаний меньше

3) короче и частота их колебаний больше

4) длиннее и частота их колебаний меньше

14.На рисунке буквой А обозначены

1) капилляры

2) трахея

3) нервные окончания

4) лёгочные пузырьки

15. Установите последовательность расположения органов дыхательной системы, по которым воздух

поступает в организм при вдохе.

А. Гортань

Б. Альвеолы легкого

В. Носовая полость

Г. Трахея

Д. Носоглотка

Е.Бронхи

16.Изучите график зависимости насыщения гемоглобина кислородом от парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (по оси х отложено парциальное давление (в мм. рт. ст.), а по оси у — насыщенность гемоглобина кислородом (в %)). При каком парциальном давлении кислорода

70% гемоглобина крови образует с газом нестойкое соединение?

undefined

1)20 мм рт. ст.

2) 30 мм рт. ст.

3) 40 мм рт. ст.

4) 50 мм рт. ст.

17.Вставьте в текст «Регуляция дыхательных движений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры

выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В организме человека постоянно осуществляется дыхание, которое обеспечивает клетки кислородом. Дыхательные движения регулируют нервная и _______(А) системы. При повышении концентрации в крови _______(Б) активизируется дыхательный центр, находящийся в _______(В) мозге. Отсюда нервный импульс направляется к _______(Г), осуществляющим дыхательные движения.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ;

1) 02

2) С02

3) мышца

4) промежуточный

5) продолговатый

6) гормон

7) кровеносная

8) эндокринная

Ответы

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Ответ

3

4

3

3

2

1

1

3

2

3

4

4

3

4

ВДАГЕБ

3

7253

2.3. Значение дыхания в голосообразовании

Функцию дыхания в голосообразовании преувеличить невозможно. Природа не снабдила человеческий организм специальным голосовым органом. Продуцирующая звук гортань представляет собой часть дыхательной системы. В филогенетическом развитии первейшей функцией является дыхательная, второй — защитная и лишь следующей — голосовая. Для осуществления всех трех функций работа гортани должна быть точно и тонко координирована.

Под голосовым аппаратом следует понимать целый комплекс органов, принимающих участие в процессе голосообразования: гортань, глотка, носовая полость и ее придаточные пазухи, трахея, бронхи, легкие, диафрагма. Патологическое состояние любого из этих органов может отрицательно повлиять на качество голоса.

Особое место в голосообразующей системе занимает диафрагма — вдыхательная мышца. Сокращение ее мышечных пучков ведет к уплощению и снижению купола диафрагмы, увеличению объема грудной полости, расширению легких и заполнению их вдыхаемым воздухом. Органы брюшной полости при этом смещаются книзу. Хотя диафрагма типично вдыхательная мышца, она не остается пассивной и при выдохе.

Как известно, выдох обеспечивается работой поперечно-полосатых межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Струи выходящего воздуха, сопровождающей обычное дыхание, оказывается недостаточно для фонаторного выдоха, когда требуется тончайшая регулировка подскладочного давления и объема пропускаемого между голосовыми складками потока. В момент речи на помощь приходит диафрагма вместе с гладкими мышцами трахеи и бронхов. Благодаря слабым вдыхательным движениям, которые происходят во время фонаторного выдоха, диафрагма корригирует силу подскладочного давления и объем пропускаемого через голосовую щель воздуха, обеспечивая тем самым извлечение разных по высоте и силе наиболее красивых звуков. Это дает основание относить ее к системе органов голосового аппарата.

Особенность дыхания состоит в том, что в состоянии покоя оно происходит непроизвольно, автоматически. Примером чисто произвольного акта может служить дыхание во время специальных исследований по команде «дышать, не дышать, вдохнуть и задержать вдох» и т. п. В речи и пении мы также пользуемся произвольным дыханием, когда оно полностью подчинено задачам голосоведения. Например, недопустимо сделать вдох посередине слова, а иногда даже и фразы, т.е. на одном выдохе необходимо произносить единую синтагму.

В состоянии покоя вдох и выдох осуществляются через нос, и их продолжительность практически равна в среднем до 16-18 дыхательных движений в минуту. Характер дыхания при фонации существенно меняется: вдох осуществляется быстрее, а продолжительность выдоха увеличивается в 20, 30 и более раз, особенно при пении. Своеобразие фонационного дыхания выражается еще и в том, что вдох происходит и через нос, и через рот, а выдох только через рот.

Различают три основных типа дыхания:

1) реберное (костальное), иногда его называют грудным;

2) брюшное (абдоминальное);

3) смешанное (костоабдоминальное).

В медицинской и педагогической литературе часто употребляется название «диафрагмальное дыхание» синонимически костоабдоминальному. Это не совсем оправдано, так как диафрагма всегда участвует в акте дыхания независимо от его типа.

Наиболее рациональным, продуктивным физиологи считают костоабдоминальное дыхание, при котором достигается большой объем воздуха в легких (до 5 000 см3).

Признается целесообразным вырабатывать костоабдоминальное дыхание у людей, посвятивших себя голосоречевым профессиям. Длительные практические наблюдения показывают, что у людей преклонного возраста, обладающих хорошо сохранившимся «молодым» голосом, оказывается, как правило, костоабдоминальный тип дыхания.

Для полноценного голосообразования важно не количество воздуха, взятого на вдохе, а умение экономно произвести фонационный выдох, сформировать так называемую дыхательную «опору» — осознанное замедление выдоха. Опора характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время фонации, т.е. активным его торможением, выражающимся в произвольном препятствовании спадению стенок грудной клетки. Без опоры дыхания нет и опоры звука. Воспроизводимый при замедленном выдохе звук обладает способностью литься с достаточной силой и вместе с тем компактно.

На основе множества наблюдений Л. Б. Дмитриев (1968) пришел к выводу, что опертный звук голоса является следствием акустического сопротивления возвратного импеданса, возникающего из-за сужения входа в гортань при фонации: чем больше подскладочное давление, тем сильнее сопротивление. Оперный выдох придает голосу хорошие качества и предохраняет его от быстрого истощения.

Исследования Н. И. Жинкина (1958) показывают, что звук, возникая в гортани и проходя через глотку и ротовую полость, где приобретает форму гласного, теряет силу. Убывание его силы зависит от формы ротоглоточного канала при произнесении данного звука. Так, [а] формируется при узкой глотке и широкой ротовой полости, это наиболее громкий звук. На звуке [у] глотка расширена, а полость рта сужена; в таких условиях сила звука уменьшается. Все гласные обладают различной громкостью. Для того чтобы в речи это выравнивалось, включается механизм дыхания, который автоматически усиливает подскладочное давление для слабозвучащих звуков и уменьшает его при сильных.

Известно, что при произнесении коротких фраз объем выдыхаемого воздуха значительно меньше, чем при многословных. Поэтому разговорная речь для человека легче, чем чтение текста вслух, ораторское выступление, сценическая речь и пение. Управление дыханием, умение регулировать замедленный фонационный выдох достигается длительным опытом и выработкой большего его автоматизма специальными тренировками.

В логопедической практике давно известно, что речевая и голосовая патологии часто сопровождаются нарушениями дыхания. В этом смысле очень интересны исследования Э. К. Сийрде (1963). В эксперименте фиксировалась скорость учащенного дыхания в состоянии покоя у заикающихся — в среднем 20,8 раза в минуту, у глухих — 18,4 раза, у людей, обладающих нормальной речью, — 17,8 раза и у певцов — 12,8 раза. Во время речи наиболее учащенным дыхание было у глухих — 20,1 раза в минуту, у заикающихся этот показатель составил 19,6, при нормальной речи — 14,6, у певцов — 10,1. Аналогичная тенденция прослеживалась и при исследовании продолжительности выдоха в покое и при фонации. Самый короткий выдох в покое отмечался у заикающихся — 1,9 с, у людей с нормальной речью он длился 2,2 с, у глухих — 2,4 с, у певцов — 3,3 с. Во время речи продолжительность выдоха у заикающихся составила 2,8 с, у глухих — 2,9 с, у лиц с нормальной речью — 3,8 с, у певцов — 6,1 с. Эти данные свидетельствуют о том, что чем лучше человек владеет речью и голосом, тем оптимальнее у него показатели дыхания. На основании своих исследований Э. К. Сийрде делает вывод о том, что фонационное дыхание и дыхание в состоянии покоя функционально связаны.

Знаменитый итальянский тенор Э. Карузо говорил, что на умении набрать достаточное количество воздуха и умении правильно и экономно его использовать зиждется все искусство пения. Эта же мысль справедлива и для речевого голоса, который без хорошо поставленного и управляемого дыхания останется малопродуктивным.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие акустические характеристики голоса являются объективными?

2. Почему гласные звуки имеют тоновый характер, а глухие согласные — шумовой?

3. Какие характеристики голоса влияют на интонационную выразительность речи?

4. Опишите физиологические процессы, которые формируют тембр голоса.

5. В чем состоит отличие физиологического дыхания от фонационного?

6. Какова роль диафрагмы в акте голосообразования?

7. Объясните разницу между тоновым и динамическим диапазонами голоса.

8. Скажите, каким способом голосоподачи вы пользуетесь.

9. Определите собственный тип дыхания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Литература:
  1. Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
  2. Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
  3. Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
  4. https://infourok.ru/test-po-biologii-na-temu-stroenie-i-funkcii-organov-dihaniya-klass-715579.html.
  5. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2021/01/15/test-po-biologii-8-klass-stroenie-i-funktsii-organov-dyhaniya.
  6. https://studfile.net/preview/1633438/page:5/.
  7. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
  8. Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
  9. Wunderlich, «Geschichte der Medicin» (Штуттгардт, 1958).
Богданова Анастасия Владимировна/ автор статьи

Врач Педиатр
Ведет прием в поликлиниках: Поликлиника №35
Медицинский стаж: 18 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CIRCAS